«Стратегия Тувы-2030»: приближая будущее
Министерство экономики Республики Тыва продолжает работу над проектом «Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва на период до 2030 года». В нем представлены такие важнейшие направления, как создание транспортного коридора в страны Азии, реализация энергетического моста с поставкой электроэнергии Саяно-Шушенской ГЭС через территорию республики в Монголию и Китай, развитие международного авиасообщения, реализация экспортного потенциала Тувы. Документ открыт для свободного ознакомления на сайте Министерства экономики, обсуждение проходит в группе Минэкономики в социальной сети «ВКонтакте» (vk.com/tuvaekonom). Направлять отзывы, замечания и предложения можно на электронную почту mineconom@bk.ru, либо по тел. (39422) 2-16-56. Доработанная стратегия будет вынесена на рассмотрение Правительства Тувы.
Министерство экономики Республики Тыва продолжает работу над проектом «Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва на период до 2030 года». В нем представлены такие важнейшие направления, как создание транспортного коридора в страны Азии, реализация энергетического моста с поставкой электроэнергии Саяно-Шушенской ГЭС через территорию республики в Монголию и Китай, развитие международного авиасообщения, реализация экспортного потенциала Тувы. Документ открыт для свободного ознакомления на сайте Министерства экономики, обсуждение проходит в группе Минэкономики в социальной сети «ВКонтакте» (vk.com/tuvaekonom). Направлять отзывы, замечания и предложения можно на электронную почту mineconom@bk.ru, либо по тел. (39422) 2-16-56. Доработанная стратегия будет вынесена на рассмотрение Правительства Тувы.
Напомним, что по поручению Главы Тувы в июне этого года был проведен гражданский форум «Тува-2030», где работали площадки «Развитие гражданского общества и общественных инициатив», «Развитие человеческого капитала», «Экономика и предпринимательство», «Рациональное использование природных ресурсов».
В адрес организаторов форума поступило почти 2 тыс. предложений от жителей республики. По итогам голосования были определены главные цели проекта - развитие экономики и человеческого капитала.
Обсуждение проекта «Стратегии 2030» продолжилось и накануне Дня экономиста (11 ноября). В Кызыле прошел «круглый стол» с участием главы региона Шолбана Кара-оола, членов правительства, депутатов, ученых, экономистов, медиков, учителей, предпринимателей. Вице-премьер Александр Брокерт выступил с докладом «О Стратегии социально-экономического развития Тувы до 2030 года». В нем представлен ряд перспективных проектов, в том числе - по созданию нового трансграничного транспортного коридора Россия - Монголия - Китай под рабочим названием «Енисейский меридиан». Одно из направлений развития проекта - это изменение статуса автодороги, ведущей до Хандагайты: с 1 января 2017 года федеральная трасса М-54 изменила свой маршрут как раз в этом направлении. Вместе с тем, было отмечено, что в плане развития транспортной сети, представленном на «круглом столе», не отражены поручения Главы Тувы о связке с Чуйским трактом и реконструкция трассы Ак-Довурак-Абаза.
По мнению Шолбана Кара-оола, возможности нового маршрута трассы М-54 должны быть максимально учтены, прописаны и реализованы.
Минерально-сырьевая база. На территории Тувы разведано более полутора десятков крупных и средних месторождений, в том числе имеющих федеральное значение, есть предпосылки для создания высокорентабельных производств. На круглом столе прозвучало определение «спящие ресурсы»: в республике есть запасы ценного сырья, еще не учтенные в государственном балансе, которые находятся по периметру проектируемых транспортных коридоров. От реализации таких проектов можно ожидать тройного эффекта: увеличение поступления налоговых отчислений в различные уровни бюджета в 1,3 раза; рост объема промышленного производства в 2,5 раза; увеличение уровня занятости населения в 1,2 раза.
Туризм. Глава Тувы отмечает, что в республике складываются предпосылки к развитию туризма на качественно (и количественно) новом, современном уровне. Трасса М-54 перенаправлена в сторону Хандагайты; завершается реконструкция аэропортового комплекса, который сможет принимать воздушные суда всех типов; построена первая в республике 4-звездочная гостиница в центре Кызыла; в рамках проекта «Цифровая Тува» будут реализованы новые технологии и т.д.
За последние пять лет турпоток в Туву увеличился на 25 % и составил около 65 тыс. человек. Пока, в основном, этот рост связан с событийным туризмом. Вице-президент Союза предпринимателей Тувы Роман Добровольский считает, что туристическая отрасль требует легализации. Есть частные проводники, маленькие турбазы, люди, сдающие в аренду технику - вся эта «теневая» инфраструктура должна стать официальной.
Агропромышленный комплекс находится в стадии поступательного развития, в роли ключевых драйверов выступают такие губернаторские проекты, как «Одно село - один продукт», «Кыштаг для молодой семьи». Однако, как было отмечено на «круглом столе», необходимо более активно раскрывать аграрный потенциал республики.
Социальная инфраструктура. Согласно прогнозу, к 2030 году денежные доходы населения Тувы должны увеличиться на 50-70% по сравнению с нынешним уровнем. Снизится расслоение населения по доходам, в том числе за счет увеличения «среднего класса». В вопросах здравоохранения главный ориентир - снижение смертности и увеличение продолжительности жизни.
Инициатором разработки «Стратегии 2030» и человеком, который особенно болеет за судьбу этого документа, является Глава Тувы. Размышлениями по итогам «круглого стола» Шолбан Кара-оол делится в своем блоге: «Первое впечатление: есть отдельные удачные моменты, но, на мой взгляд, требуется целостная картина, где эти моменты связывались бы в стратегию. Точно так же, как ручейки и речки образуют наш Енисей. Простой пример - разработчики не сделали должного акцента на перенаправлении автотрассы М54, которого мы упорно добивались и добились. А ведь это мощнейшая база для развития десятков наших районов и отраслей. Взять тот же туризм. С приближением нового маршрута федеральной трассы к южной границе Тувы прямо напрашивается строительство через Монгун-Тайгу автомобильной связки с Чуйским трактом на Алтае. То есть, республика, открывая транзитный коридор между нашими регионами, получает реальную возможность привлечь к себе часть алтайского турпотока. А он составляет до 2 млн. человек в год. И таких упущенных точек стратегического роста в начальном варианте проекта «Тува-2030» немало. Думаю, произошло это оттого, что в работу над проектом включились не все заинтересованные круги. Хотя на июньском форуме мы договаривались, что стратегия должна рождаться «снизу вверх». Но хорошо уже то, что начало положено.Требую, чтобы к работе над ним подключились все ведомства и уровни власти. Умение видеть далекие цели и по ним выстраивать сегодняшнюю деятельность - вот, что нам нужно».
http://gov.tuva.ru/press_center/news/activity/33539/